![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
(C) перевод
svart_ulfr
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Смерть в городе ангелов
Помимо мессы, Традиционная Святая, Соборная и Апостольская католическая Церковь Мексики и США Дэвида Ромо и Храм Святой Смерти в Лос-Анджелесе предлагают полный перечень таинств и услуг, идентичных католическим. «Профессора» храма Сизиф и Сахара проводят свадьбы, крестины и, в отличии от «архиепископа» Ромо, ежемесячную церемонию розария. Позиционирующие себя как «крестный отец» и «крестная мать» скелетной святой, два этих лидера культа преподают учебным группам мешанину из представлений Нью Эйджа, магии и парапсихологии. Любопытно, что ни один из двенадцати перечисленных на их веб-сайте курсов не упоминает Святую Смерть. Среди предметов, каждый из которых, очевидно, читается «абсолютно бесплатно» - «Чакры» (аура), «Магическая терапия» (растительные ванны), «Прошлые жизни» (регрессия в прошлые жизни и кармические законы бытия), «Ангелы» (святые и ангелы. Да, еще карма, ад и Дьявол) и «Нумерология» (Каббала).
Оба храмовых лидера эмигрировали в Лос-Анджелес из Мексики, где необыкновенные духовные поиски и привели «профессора» Сахару в храм Тощей.
Уроженка штата Оахака, в девятилетнем возрасте она повстречалась с самим Иисусом, который заявил, что ответит на все ее просьбы лишь в том случае, если она покинет родной город. В тринадцать лет все ее просьбы были услышаны, однако после аварии, погрузившей девочку в кому, она вновь увидела Спасителя. Тот возвестил, что настало время начать свою миссию, и Сахара решила уйти в религию, но не могла найти своего пути до тридцати семи лет, пока она в один прекрасный день не повстречала Санта Муэрте. И вот тогда «профессор» Сахара и начала свое духовное путешествие.
В отличии от ее истории, биография «профессора» Сизифа не хранит никаких отсылок к его христианскому прошлому или к прежней карьере борца в родном штате Наярит. Гораздо важней для него обучение в двух мексиканских шаманов, второй из которых и «научил его говорить со Святейшей Смертью». У двух «крестных» Святой Смерти более современный сайт ( http://templosantamuerte.com/temple.htm ), чем у Дэвида Ромо. Вечерний чат, потоки музыки и оцифрованные записи месс позволяют значительно больше взаимодействовать с верующими. Сайт Ромо напротив, часто «падает» или чудовищно «тормозит».
Если пройти по городу несколько миль, то в самом центре района, населенного мексиканскими и центральноамериканскими иммигрантами, рядом с парком МакАрктура, можно увидеть Всеобщем Святилище Санта Муэрте – не имеющее своего сайта, но привлекающее больше верующих, чем любой другой храм на Мелроуз Авеню. Фронтон церкви, основанной в 2003 году «профессором» Сантьяго Гуадалупе, шаманом Святой Смерти, долгое время жившем в знаменитом центре мексиканского колдовства, городе Катемако (штат Веракрус), располагается в захудалом торговом центре, куда и направлялся непрерывный поток Санта Муэртистов – во всяком случае, так было во время моего посещения Лос-Анджелеса в 2009 году.
Натуралистично выполненная статуя черного пса со зловещими красными глазами охраняет главный вход в храм от тех, кто пытается войти в священное пространство с нечистыми намерениями. В ожидании «профессора» Сантьяго, я сфотографировал святилище и осмотрел алтарь. Фигура Костяной Леди, сделанная в человеческий рост, была облачена в белый атлас и, восседающая на золотом троне, производила поистине царственное впечатление. Среди обычных подношений на алтаре оказалось несколько таких, которые привлекли мое внимание. Рождество продолжалось всего несколько дней, а с костлявой руки святой уже свисало несколько красно-белых полосатых леденцов. На стены святилища были наклеены силуэты Санта Клауса и его северных оленей, вырезанные явно детской рукой, – эти временные украшения напомнили мне о гибкости и открытости культа. И, к моему изумлению (особенно после долгих размышлений об отсутствии безалкогольных напитков на алтарях Мехико), и я увидел банку Кока-колы, затерявшуюся среди пива «Корона» и «Текате» и текилы «Хосе Куэрво». В тот же день «профессор» Сантьяго объяснил, что в жаркий ноябрьский день верующие предложили иссохшей скелетной святой ледяной газировки, и вообще прихожане вольны угостить свою покровительницу всем, чем пожелают. Он не смог объяснить, почему на алтарях в Мехико мне никогда не встречались безалкогольные напитки, оставив меня и дальше ломать над этим голову.
Еще одно новшество открылось моим глазам, пока я терпеливо ждал появления «профессора». Сидя в первом ряду, я наблюдал, как сорокалетний верующий, перекрестившись, зажег черную обетную свечу и поставил ее к подножью алтаря, среди десятков других. За все время, проведенное в святилище Доны Кеты, я никогда не видел, как перед Могущественной Леди ставятся черные свечи. Конечно, я был заинтригован открывшейся моим глазам картиной, но решил, что не буду приближаться к верующему без позволения «профессора» Сантьяго. Заинтересовавшись, не увижу ли я сегодня больше черных свечей, чем обычно, я подошел к алтарю и обнаружил, что мой прогноз сбылся, хотя и не в полной мере. Белые и красные свечи значительно превосходили черные, им не уступали и золотые, которые преподносятся Мрачной Жнице вместе с просьбой о процветании. Позже, во время долгожданного интервью, шаман Святой Смерти заметил, что красные свечи, аккуратно сложенные на полку в кладовой возле его офиса, занимают первое место по продажам в храме, а затем идут белые свечи.
Возможно, даже больше, чем горящая черная свеча, банка колы и рождественские леденцы, привлекли мое внимание два типа приношений, прикрепленных к одеянию скелетной святой. Прекрасный символ могущественного защитника и связи с преступлением и наказанием, к ее левой груди был приколот значок, очень похожий на те, что носят сотрудники Департамента Полиции Лос-Анджелеса (LAPD), но на самом деле принадлежащий частной охранной фирме. Сантьяго подтвердил, что охранник преподнес его Святой Смерти в благодарность за то, что коса Костлявой хранит верующего от опасностей, связанных с его работой. Помимо этого, к одеянию святой были приколоты десятки прошений и благодарностей, написанных в массе своей на разлинованных тетрадных листах. Это – еще одно заимствование из народного католицизма Мексики и других стран Латинской Америки, где тысячи статуй святых, как официально признанных церковью, так и народных, оклеены листами с молитвами. Большинство из них были сложены, так что их содержание оставалось сокрытым от чужих глаз, но несколько были доступны для чтения. Прикрепленная к белым одеяниям святой примерно на уровне колен, наиболее примечательная записка возвещала «Глубокоуважаемая Марта Гейнс, Зуравски, Жардин (Хьюстон) -[претензия # подготовлена]». Судя по всему, Марта Гейнс – это адвокат из Лос-Анджелеса, который специализируется на компесациях, а автор записки явно стремился заручиться в своем деле сверхъестественной помощью Могущественной Леди. Скорее всего, Гейнс и понятия не имеет, что ее юридические услуги рекламируются во Всеобщем Святилище Санта Муэрте. Чуть выше, на уровне талии, прикреплено другое развернутое прошение – «пусть Армандо всегда держится подальше от моей дочери, и помоги Джайме найти работу». И усиливая вездесущий мотив лишения свободы, последняя развернутая записка, прикрепленная к правой руке Белой Девочки, повторяла тысячи подобных просьб, которые отчаявшиеся верующие возносят каждый день по обе стороны границы – «Хочу, чтобы папа вышел из тюрьмы».
Когда я представлял себя маленькую девочку, скучающую по томящемуся в тюрьме отцу, «профессор» Сантьяго наконец-то вышел из темного коридора, ведущего в магазинчик с культовой атрибутикой и в его офис. Классические для местного жителя черты лица, длинные ниспадающие волосы, клочковатая борода «à la Че Гевара», проницательный взгляд – он каждой клеточкой производил впечатление шамана из Катемако. Сантьяго щедро уделил мне почти два часа времени, в течении которых, среди всего прочего, показал несколько обрядовых практик, которые мне не встречались в ходе моих мексиканских исследований. Самым важным стал ритуал, выполняемый мужчинами в течение шести месяцев. Символизирующий преданность Прелестнице («покуда смерть не разлучит нас»), этот недолгий брак требует полового воздержания и других жертв. Таким образом, в главной церкви Лос-Анджелеса - города, где живет больше мексиканцев, чем в любом другом, кроме разве что Мехико, - Могущественная Леди совершила дальнейшее развитие своей женственности, добавив к всем известной роли матери еще и роль жены.

Рисунок 2.4 Святая курит – верующий совершает подношение сигарного дыма самому известному изображению Санта Муэрте в святилище Доны Кеты (Тепито) © Хорхе Узон/Корбис
Чувство истории и религиозное предпринимательство побудили «профессора» Сантьяго разработать еще один примечательный и инновационный ритуал. Верующим предлагаются ежемесячные богослужения, посвященные каждому из трех традиционно принятых цветов скелетной святой. Те, кто стремится решить проблемы в сфере романтики и эмоций, могут посетить службу красной Санта Муэрте, когда алтарная статую облачается в малиновые одежды. В поисках защиты от злых чар и опасных врагов, верующие приходят на другую церемонию и молятся Мрачной Жнице в черном одеянии. И, наконец, те, кто хочет поблагодарить святую за ее благосклонность или очистить душу, могут обратиться к Белой Девочке, которая и царила в храме в тот день, когда я отправился брать интервью у Сантьяго. Такие ритуальные нововведения – плод здравого смысла религиозного предпринимателя, который знает, что на полном конкурентов религиозном рынке следует предлагать те товары и услуги, которые привлекут покупателя. «Разноцветные службы», внедренные «профессором» Сантьяго – блестящий пример крайней дифференциации стандартного продукта. Иными словами, храм Санта Муэрте, расположенный в нескольких милях от резиденции Сантьяго, и церковь Дэвида Ромо в Мехико предлагают верующим богослужения, то есть стандартный продукт; «профессор» Сантьяго взял этот стандартный продукт и творчески его переосмыслил. Как я уже показал в своей предшествующей работе (10), подобное производство и маркетинг – нормальный элемент свободного религиозного рынка, опытные продавцы которого понимают, что судьба их предприятия зависит от благосклонности потребителей, которые могут выбирать среди сотен, если не тысяч, брендов. Наряду с новыми услугами и ритуалами, «профессор» Сантьяго, как и его конкуренты из Лос-Анджелеса и Мехико, проводит крестины, свадьбы, розарии, новены, экзорцизмы, очищение, а также индивидуальные духовные консультации