"Чья это война", или военное дело тлинкитов
Wednesday, 6 January 2010 17:45![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Вопросы войны и мира у тлинкитов решались советом мужчин клана. Помимо того, предводитель похода (обычно клановый вождь, его брат или племянник) совещался с шаманом, который провидел планы противника и боролся с враждебными духами. Личность предводителя играла столь важную роль, что и сама война расценивалась как его личное дело. "Чья это война?" – спрашивали воинов встреченного на пути отряда. "Это война такого-то" , - отвечали они.
Согласно общепринятым правилам, нападение на врага происходило спустя несколько месяцев после формального объявления войны. За это время противники успевали приготовиться к враждебным действиям - запастись продовольствием и выстроить себе крепость ( ну ).Иногда укреплялись и постоянные селения, но обычно клан, вступивший в войну, строил себе форт на небольшом островке или на вершине скалистого мыса. Как правило, подобные крепости представляли собой несколько жилых домов, обнесенных мощным частоколом. В начале XIX в. умело выстроенный палисад мог противостоять даже артиллерийскому огню. Каждая крепость получала свое имя.Вместо того, чтобы штурмовать крепости, тлинкиты предпочитали брать их измором или хитростью. Открытый приступ, как правило, приводил к поражению осаждающих.
Поселения, как укрепленные, так и неукрепленные, охранялись: в случае начала войны выставлялись дозоры из молодых воинов. Отличительным знаком разведчиков и караульных было одно перо в волосах. "Если они видели молодого парня, бегущего по селению с одним пером, торчащим у него на затылке, это означало войну… каждый знал, что пришли враги, если видел одно перо" .
С началом войны бойцы проводили целую серию подготовительных обрядов. Они соблюдали четырехдневный пост, а на половые отношения накладывалось табу. Боевые каноэ на четыре дня помещались на специальные подпорки. Перед выступлением в поход разыгрывались "учебные бои" , "связывались" и "убивались" деревянные фигурки, изображавшие вражеских воинов. Такие же фигурки воины перебрасывали своим женам из каноэ перед отплытием. Считалось, что если женщина не поймает фигурку, то ее муж может погибнуть. В отсутствие воинов их жены также исполняли ряд магических ритуалов и соблюдали строгие табу.
Как правило, военные походы совершались по морю. Архимандрит Анатолий писал, что тлинкиты, "отличаясь храбростью и неустрашимостью... предпринимали нередко походы морем... подобно викингам, на огромные расстояния, причём в одни сутки, при благоприятной погоде, проезжали по 150 и 200 миль, то есть около 300 вёрст" . Размеры флотилий могли достигать нескольких десятков батов - этим якутским словом русские по привычке называли боевые каноэ тлинкитов ( яку ). Так в поход против куана Хенъя чилкатцы выслали 60 каноэ . Большие боевые ладьи вмещали в себя до 60 человек. Каждое каноэ имело свое имя. К.Т. Хлебников отмечал, что "главнейшее искусство колош состоит в обделании лодок или батов, которые весьма легки на ходу.. На них гребут короткими веслами с обоих сторон, и никакое гребное судно не сравнится с ними в скорости хода.. изображения имен вырезаются на носу и корме с разными фигурами" .
Иногда столкновения вражддующих сторон происходили на море, как то случилось в битве хуцновцев и стикинцев у современного о.Врангель (Стикин-куан). В таких случаях особое значение приобретали мореходные качества батов, умелое управление ими, опытность кормчих и слаженность действий команды. Боевые маневры военных каноэ описал Дж.Ванкувер, моряки которого испытали их на себе. Он рассказывает, как его баркас был атакован индейской пирогой, которой правила женщина-кормчий. Индейцы пытались остановить англичан. Когда капитан приказал открыть огонь, то индейцы, сгрудившись разом с одной стороны каноэ, подняли противоположный борт и укрылись им от пуль, как щитом. Отступая, они направили свою пирогу таким образом, чтобы из-за ее высокого резного носа преследователи могли видеть только быстро двигавшиеся руки гребцов, практически неуязвимых для вражеских выстрелов.
Скрытно подплыв к враждебному селению, воины высаживались на берег, облачались в доспехи и раскрашивали лица чёрной краской - "в цвет смерти" . На рассвете они нападали на селение, убивая мужчин и захватывая в плен женщин и детей. "Нападая врасплох, они не дают пощады мужчинам и убивают всех; но женщин обыкновенно щадят и берут в невольницы ("куух")" , - сообщает К.Т.Хлебников. Да и сами мужчины, особенно благородного происхождения, предпочитали смерть плену и рабству. В бою, столкнувшись с безоружным мужчиной, женщиной или ребенком, воин спрашивал об их клановой принадлежности. Лгать в таких случаях было не принято даже при угрозе немедленной смерти. Считалось позором избежать гибели ценой отречения от принадлежности к своему роду. Пощада же, дарованная врагом, могла выглядеть оскорблением. Так, известна история о раненом воине, которого победитель отказался добить, заявив: "Ты не стоишь того, чтобы погибнуть за смерть такого-то" . Раненый затем молил о помощи членов нейтрального клана, но унижение не спасло его, и он был убит одним из них. Мать погибшего, узнав о позорном поведении сына, перерезала себе горло от стыда.
Сходясь в схватке, воины издавали боевой клич, звучавший обычно как "gwi" или "hu" . Кроме того, бойцы подражали голосам своих тотемных животных. Если перед битвой было время, то стороны обменивались угрозами и оскорблениями. Особых военных песен у тлинкитов не существовало и они "укрепляли свою храбрость и подстегивали ненависть, стуча в барабаны и ударяя копьями. Это называлось… "делаться безумными" .
Захваченное селение грабилось, а дома сжигались. Особо ценной добычей считались родовые реликвии и оружие с тотемными именами. После убийства противника победитель мог присвоить себе его церемониальное имя, знаки для раскраски лица и другие личные прерогативы убитого.
В целом, тлинкитские военные действия "состояли из внезапных нападений на селения или незащищенные стоянки и столь же быстрых отступлений до того, как атакованные смогут собрать все силы… Охотничья сноровка, от которой зависела жизнь, учила коварно перехитрить противника, терпеливо выждать своего времени, и, превыше всего, вначале обеспечить себе защиту. Идея открытого боя не привлекала тлинкита. Причиной тому было не отсутствие личной храбрости – когда требовалось положить жизнь за честь клана, он без колебаний шел вперед, даже безоружный, чтобы принять смерть от ожидающих его копий и ружей" . Так писал хорошо знавший тлинкитов Дж. Т. Эммонс.
Убитые враги обезглавливались и скальпировались. Отрезанные головы складывались под лавку на корме каноэ, а при возвращении домой поднимались на шестах на носу. Тогда же с черепов снимались скальпы, которые развешивались по бортам каноэ, а по прибытии в селение вешались на балках снаружи дома. Женщин и детей тлинкиты никогда не скальпировали. Пленников обращали в рабство, но могли освободить за выкуп. Иногда их подвергали жестоким пыткам и умерщвляли. Пребывание в неволе считалось позорным, особенно для благородных анъяди, и после освобождения им следовало пройти через очистительные ритуалы. Подобные же обряды в бане-потельне совершали и вернувшиеся из похода воины.
Заключение мира сопровождалось взаимным обменом заложниками. Число их обычно бывало два, четыре или восемь, а назывались они оленями (quwaka'n), "так как олень - кроткое животное и представляет собою мир" . То были люди знатные и считалось честью войти в их число.
Прибывшим в конце XVIII столетия в страну тлинкитов русским промышленным поневоле пришлось постигать сложные обычаи войны и мира аборигенов и в полной мере считаться с ними.
(С) А. В. Зорин. Индейская война в Русской Америке
Русско-тлинкитские войны
no subject
2010-01-06 15:28 (UTC)История о русским промышленнике, выжившем при нападении индейцев на поисковую партю на Медной реке (?) и несколько месяцев ытавшемуся вернуться. Потом его убили вс-таки.
Как жаль, что о русском фронтире не сохранилось никаких известий.
Да, в "Первых американцах" было немного..
2010-01-06 16:06 (UTC)О Русской Америке мы вообще знаем много меньше, чем следовало бы, ИМХО...
no subject
2010-01-07 16:31 (UTC)Там тоже считали, что воинская сила заключена лишь в волосах воина-мужчины (или в его печени и сердце).
no subject
2010-01-07 16:35 (UTC)Тликнкиты, ко всему этому...
2010-01-07 16:52 (UTC)Вообще параллели Америки и Сибири в плане скальпированию и отношению к волосам как к хранилищу души изумляют...
Re: Тликнкиты, ко всему этому...
2010-01-07 17:29 (UTC)no subject
2010-01-15 21:35 (UTC)Неа, увы нет..
2010-01-16 11:23 (UTC)no subject
2012-06-08 16:37 (UTC)no subject
2012-06-08 21:10 (UTC)http://ifrc.irk.ru/conference/zorin.htm немного есть тут
no subject
2012-06-08 21:22 (UTC)