![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
(C) перевод
svart_ulfr
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Cмерть по соседству
В противовес этому мнению, для большинства верующих Крестная не видится чем-то мрачным или сатанинская. Вместо этого, она мыслится святой, в которой для мексиканцев воплощена сама смерть. И близость к человеку хорошо видна из самых распространенных ее прозвищ: Тощая Леди, Белая Сестра, Крестная, Прелестница и Белая Девочка. Будучи «сестрой» и «крестной», она превращается в сверхъестественного «члена семьи», поэтому отношение к ней мексиканцев столь же интимно, как их обычное отношение к собственной родне. Немало уже написано об уникальной концепции смерти в мексиканской культуре. Антрополог Клаудио Ломниц (Claudio Lomnitz) в своем исследовании «Смерть и мексиканская идея» даже провозглашает смерть своеобразным «тотемом» нации; наряду с Девой Марией Гваделупской и Бенито Хуаресом, который в XIX веке был президентом страны, фигура «веселого скелета» - это один из трех «больших тотемов» мексиканского народа.
Прожив, проработав и проучившись в Мексике без малого тридцать лет, я лично могу засвидетельствовать интимное и дружеское отношение к смерти, запечатленное в популярной культуре. Она изобиловала образами смерти задолго до того, как Санта Муэрте получила общественное признание. Самый известный из них – это Ла Калавера Катрина (Скелет из Высшего Общеста) : светская дама, изображенная в виде скелета, одетого по моде начала ХХ века; ее фигура в Мексике поистине вездесуща. Созданная в 1913 году великим художником-графиком и писателем-сатириком Хосе Гуадалупе Посада (José Guadalupe Posada), Ла Катрина каким-то образом очутилась даже на некоторых алтарях Санта Муэрте. И вовсе не простым совпадением видится то обстоятельство, что в культе Крестной ее статую в натуральную величину демонстрируют ее поклонникам на 1 ноября, первый из двух «дней мертвых», когда многие мексиканцы посещают кладбища и торжественно обращаются к своим усопшим близким. Белоснежные черепа, носящие такие распространенные имена, как «Хосе» и «Мария», продаются на улицах и в магазинах, люди воздвигают временные алтари и выставляют на них еду и питье, которые покойный любил при жизни.
Такое отношение к смерти по-настоящему поразило меня в святилище Доны Кеты, где дети младшего школьного возраста нередко сопровождали родителей и старших сестер и братьев. Если не брать в расчет Хэллоуин, рискну предположить, что большинство американских детей напугает зрелище омерзительного скелета с длинными, черными как смоль, волосами. Но даже и в канун Хэллоуина многие дети боятся упырей и гоблинов. Так, мой собственный отец едва не лишился вечером на кануне Дня Всех Святых в начале 1980-ых старинного приятеля, когда мы с ним появились на пороге дома наших друзей в масках скелетов и, хоть и непреднамеренно, ужасно напугали маленькую дочку хозяина.
Возвращаясь к Доне Кете, хочу заметить, что известная статуя Мрачной Жницы не вызывает никакого страха у маленьких посетителей храма. Но еще больше меня поразила сцена около эзотерического магазина Гильермо в Морелии, когда хозяйские малыши играли и гоняли мяч на фоне сотен изображений скелета, в том числе и внушительной каменной статуей из кантера высотой в шесть футов, которая возвышалась над играющими детьми.
no subject
2013-12-19 19:55 (UTC)no subject
2013-12-19 20:13 (UTC)