![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
(C) перевод
svart_ulfr
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
У алтаря смерти
И, наконец, последняя персона (или образ), расположенный на наркоалтаре – это легко узнаваемый араб. С козлиными бородками, пузатые, одетые в куфии – такие фигурки, ассоциирующиеся с богатыми арабскими купцами, не ищут золото, как ирландские лепреконы, и не охраняют его, подобно европейским гномам. Скорее, будучи связанными с наркотрафиком, они получают деньги за счет продажи своего товара. Многие крупные города Латинской Америки могут похвастаться большими общинами выходцев из Ливана и Сирии. Так, в Мексике проживает импресарио и миллиардер ливанского происхождения Карлос Слим Хелу, который входит в число самых богатых людей на Земле. В стране, где господин Слим монополизировал сферу телефонии, образ сказочно богатого араба выглядит весьма убедительным. Поэтому и для крупных наркоторговцев задача присоединиться к Слиму в списке самых богатых людей планеты, по версии журнала «Форбс», не так уж и неестественна. Знаменитый лидер картеля Синалоа, Хоакин "Эль Чапо" Гусман, чей капитал предположительно составляет миллиард долларов, недавно занял в этом списке 701-е место. Считается, что в возрасте сорока одного года он обладает большим влиянием, чем президенты Франции и России и даже, чем Опра Уинфри, медиамагнат из Чикаго.7
Сколь бы не тщательно был собран этот преступный алтарь из Хьюстона, на нем все же не хватает нескольких важных предметов культа, которые следует обсудить особо, из-за их повсеместного распространения в святилищах Санта Муэрте. Соответствуя одному из своих прозвищ, Тощая Леди, судя по всему, больше пьет, нежели ест. Однако приношение пищи на ее алтарь очень распространено. Действительно, многие верующие в мексиканских тюрьмах съедают свою порцию только после того, как предложат тарелку с едой в дар скелетной святой. Но гораздо чаще, чем тарелка с обедом или ужином, на ее алтаре можно встретить три особых продукта. Как упоминалось раньше, отвращение святой к безалкогольным напиткам не означает отказ от сладостей в целом. Конфеты и фрукты в изобилии встречаются на столиках, где собраны предметы культа. В соответствии с ее мексиканской идентичностью, изо всех сладостей она предпочитает шоколад, этот родной для Мексики и других латиноамериканских стран продукт, самое имя которого происходит от ацтекского слова «Xocolatl». На алтарях святой я видел огромное разнообразие фруктов, в том числе бананы, папайю, апельсины и яблоки. Последние (особенно, если они красные) – самые важные из всех жертвенных фруктов. Здесь они символизируют не столько запретный плод искушения, а скорее образ изобилия и процветания, самый главный фрукт в роге изобилия. Другой традиционный элемент рога изобилия – колосья пшеницы, но на алтарях Святой Смерти пшеница обычно появляется в виде хлеба. «Библия Святой Смерти» рекомендует верующим приносить в жертву различные сорта цельнозернового хлеба, но на мексиканских алтарях повсеместно преобладают болиллос (белые булочки). Несмотря на рекомендации из вышеуказанной книги, создается впечатление, что Белая Девочка, как и большинство ее приверженцев, предпочитает белый хлеб. Помимо обозначения богатого и обильного урожая, белый хлеб напоминает нам еще и о «хлебе мертвых» (Пан де Муэртос), играющим важную роль в ежегодных празднествах Дней Мертвых. Те верующие, что не следят за свежестью жертвенной пищи, оставленной на алтаре, рискуют навлечь на себя гнев могущественной святой. В этом смысле, придорожные алтари, за которыми нелегко постоянно следить, можно назвать «злостными нарушителями». В противоположность этому, жертвенная пища из исторического святилища Доны Кеты, всегда наисвежайшая.
Последний важный элемент культа, почему-то не представленный на алтаре с фотографии, но присутствующий на многих, если не на большинстве публичных алтарей, это экс-вото. Взятые из народного католицизма, экс-вото - это пожертвования, связанные с обетами или обещаниями, данными Костлявой. Они как правило, представлены фотографиями людей, желания которых осуществились, молитвенными лентами, записками со словами благодарности, «милагрос» (обычно металлические амулеты на исцеление, сделанные в виде частей тела) и даже регистрационные карточки и другие предметы идентификации личности. Одержав победу в гонке, благодарный верующий возложил свои велоперчатки к статуе Санта Муэрте в магазине на главной рыночной площади Сан-Луис-Потоси. В Пацкуаро, в таком же магазине, к фигуре святой прикреплена анонимная молитвенная лента, где написано: «Спасибо, Белая Девочка, что исполнила чудо, о котором тебя просили. Я больной человек, но каждый день на протяжении долгого времени я просил, чтобы ты дала мне увидеть, как мои сыновья закончат институт – и ты сделала это. Надеюсь, что ты позаботишься о них для меня – пусть они станут хорошими людьми, и я увижу, как они создадут семьи». Интересно, что единственная разновидность экс-вото, не импортированная из католицизма – это популярные ретаблос – примитивные картинки, выгравированные на жести, изображающие конкретные осуществившиеся чудеса и благодарящие святого, который потрудился над этим. Такие графические выражения благодарности покрывают стены святилищ по всей Мексике и в некоторых частях юго-запада США. Я видел ретаблос Санта Муэрте, продававшиеся в Ла Лагунилла, огромном блошином рынке в Мехико, но еще не встречал их на алтарях.